пятница, января 29, 2010

О 150 – летии А.П.Чехова – писателя-славянина

Еще 20 лет назад было немыслимым, чтобы в нашей стране юбилей любого литератора не отмечался демонстрацией фильмов или спектаклей, тематических передач, связанных с его именем. Помнится, как за неделю до дня рождения А.П.Чехова и по радио, и по телевидению почти ежедневно транслировались постановки его произведений, выступления именитых мастеров художественного чтения, привлекающие внимание многомиллионной аудитории соотечественников.
Имя Антона Павловича Чехова для каждого, кто жил в Украине до так называемого «перестроечного» времени, было очень близким и памятным. Даже слабоуспевающий школьник на всю жизнь запоминал чеховских Каштанку, Хамелеона, Толстого и Тонкого. Без труда любой мог быстро вспомнить имена многих героев пьес «Вишневого сада», названия рассказов и повестей классика. Взять хотя бы такие, как «Человек в футляре», «Лошадиная фамилия», «Палата №6» и другие.
Произведения А.П.Чехова легко воспринимаются, а их герои запоминаются как детьми, так и взрослыми, благодаря краткости сюжета, живописующих эпитетов и сравнений, мастерскому использованию деталей и других изобразительных средств литературного языка. Писателю не приходится прибегать к гротеску как виду художественной образности для того, чтобы вызвать у читателя смех или гомерический хохот, он просто выхватывает комические сцены из реальной жизни конкретного общества.
Не будем сейчас предаваться глубокому анализу его творчества: оно многогранно и отражает бытие и перипетии самых разных слоев современного художнику общества. Зададимся лишь одним вопросом: почему сегодня в школе не изучают произведения А.П.Чехова так, как в советский период?
Ответ актива Славянского Комитета довольно прост: Из-за боязни чеховского смеха!
Казалось бы, что может быть необычного в его смехе?! Ведь сегодня какой канал телевидения не включи, отовсюду хохот. Зрителя приучают, собственно, к беспричинному смеху, безалаберному расслаблению лицевых мышц, тела и … ума.
Антон Павлович высмеивал дворянское празднословие, раболепие интеллигенции, служащих и простых людей, самодовольство сановников и чиновников, а также другие пороки, присущие современному обществу. Вспомним Раневскую, Петю Трофимова и старого лакея Фирса из «Вишневого сада», героев рассказов «Канитель», «Сапоги», «Женское счастье», «Оратор» и т.д. Часто это «смех сквозь слезы».
Вместе с тем, судьбы героев его повестей и пьес помогают нам понять смысл жизни, ее важные ценности, предостерегают от деградации. Достаточно обратиться к таким произведениям, как «Крыжовник», «Ионыч» и другим.
Известно признание А.П.Чехова о том, что он всю жизнь по капле выдавливал из себя раба, помня что его прадед был крепостным. Для нынешнего времени, к сожалению, характерна тенденция возврата общества к феодализму и рабству. Публично всеми средствами нашему народу навязывается смирение с пороками, против которых выступал классик.
В Украине есть два дома, в которых в свое время месяцами жил выдающийся классик русской литературы. Ныне это музеи: один в Ялте, другой в Сумах.
Немало наших земляков послужили прототипами для персонажей произведений писателя. Уже это не может обойти внимание соотечественников. Однако главное немеркнущее достоинство А.П.Чехова, о котором следует говорить в дни его 150-летия, это презрение к пошлости, непримиримость с нею. Он всегда обличал ее. Как профессиональный врач ставил точный диагноз человеческим порокам и своим творческим наследием пытался излечивать от них общество, воспитывал не одно поколение высоконравственных людей. Очевидно, в этом и заключается значение творчества Антона Павловича – писателя-славянина. Поэтому надо чаще вспоминать о нем, возрождать литературные вечера, чтецкие концерты по его произведениям.

Председатель Славянского Комитета Украины - Николай ЛАВРИНЕНКО. Киев. 28 января 2010 г.

Комментарии: Отправить комментарий



<< Home